Тренинги по толерантности

В 2018-2019 гг. я приняла участие в разработке и проведении нескольких мероприятий по профилактике экстремизма среди подростков в Нефтеюганске:

14.05.2018 – форум «Взгляд» 
30-31.10.2018 – форум «Диалог культур» 
29.04.2019 – форум «Этнокалейдоскоп» 
30.08.2019 – форум «Азбука единства» 
12.12.2019 – форум «Все свои»

Итоги работы были представлены на V Городской конференции «Молодежь против экстремизма и терроризма». Здесь можно скачать доклад и презентацию. Также некоторые из упражнений с тренингов описаны здесь.

В рамках форума «Азбука единства» в августе 2019 г. был проведен форум-театр. Подробно с форматом форум-театра можно ознакомиться при помощи методического пособия, доступного на сайте Центра толерантности. Также рекомендуется посмотреть видеозаписи спектаклей Центра толерантности Еврейского музея в Москве (например, «Травля»). Они доступны на Youtube.

Работа над подготовкой спектакля занимает 2-3 недели. Он должен состоять из 3-4 сцен, в которых нарастает степень агрессии против героя/героини. В нашем случае это была девочка, недавно переехавшая в Нефтеюганск из Луганска из-за военных действий. Она столкнулась с буллингом в новом классе. В последней сцене она узнала о предательстве одноклассника, которого считала своим единственным другом. На этом спектакль закончился. Затем его проиграли еще раз, но теперь любой зритель мог остановить действие, чтобы заменить кого-то из героев (кроме главного антагониста) и попытаться изменить ситуацию в пользу героини.

Наш спектакль был основан на реальных событиях. С такой травлей столкнулась одна из «актрис», переехавшая из Украины. Также для подготовки сценария, который подростки придумали сами, они брали интервью у своих знакомых, сталкивавшихся с буллингом, и это давало возможность обсуждать эти темы во время подготовки спектакля.

Еще одним театральным экспериментом стал документальный спектакль, продемонстрированный в рамках форума «Все свои» в декабре 2019 года. Он состоял из историй представителей разных национальностей, проживающих в Нефтеюганске. Подростки самостоятельно собирали интервью, задавая респондентам одни и те же вопросы: «В чем смысл жизни?», «Как вы оказались в Нефтеюганске?», «Какое последнее открытие вы сделали?» и др. Основная цель состояла в том, чтобы показать, насколько все люди одинаковы, независимо от их национальности. Отрывки из интервью были поделены по смысловым блокам. Актеры их зачитывали по очереди, и это также вызвало эмоциональный отклик у зрителей.

Полезные материалы и ссылки:

• Диагностический тест «Индекс толерантности»
Комиксы «Респект» — на сайте можно скачать множество комиксов на различные темы, связанные с вопросами толерантности и ксенофобии. В разделе «методика» представлена информация о том, как можно использовать комиксы в работе с подростками.
Подборка игр и упражнений